Первые выпуски Окоема |
05.03.2015 12:16 |
В 1994 году нам удалось издать учебное пособие, в котором был отработан один из форматов представления метапредметного знания – "Морские узлы на каждый день". Это было, на первый взгляд, учебное пособие по вязанию узлов. Вязание узлов – тема сама по себе привлекательная для тех детей, кто готов вообразить себя путешественником, альпинистом, моряком. В начале девяностых было практически невозможно найти в продаже руководство по обучению вязанию узлов. Книжка Скрягина превращалась в библиографическую редкость в момент издания. Когда я пытался научиться вязать узлы по книжкам, я явственно ощущал скрип и скрежетание извилин своего мозга потому, что в доступных книжках вязание любого узла описывалось не более, чем в два этапа. Владимир Паракецов взялся помочь мне в разработке пособия и показал, как на самом деле вяжутся узлы. Первой идеей было просто разделить вязание каждого узла на 5-6 этапов. Но материал имеет свойство диктовать автору, что и как писать. Термины, описывающие узлы, оказались на взгляд новичка размытыми и неопределенными. Каждое новое объяснение требовало создания дополнительного объяснения. Глаз, не приученный к анализу формы узлов, не замечал различий. Постепенное уточнение и объяснение требовало обращения к элементам логики, техники мышления, метафизики. В результате получилось то, что получилось. ♦Книжку можно скачать по ссылке ♦В результате оказалось, что, работая с книжкой, дети не просто учатся вязать узлы, но на практике преодолевают трудность работы с неизбежно нечеткими определениями с размытыми границами, сталкиваются ситуацией равной приемлемости нескольких описаний одной и той же формы (задачи на усмотрение разных элементов в одних и тех же узлах), "на ощупь" знакомятся с представлениями Аристотеля о четырех причинах, учатся представлять геометрию узлов в числовой форме. Этот опыт является практикой овладения метапредметными навыками и использования их в повседневной жизни и учебе.
|
Обновлено 09.08.2015 15:57 |