Истинное метапредметное обобщение было бы законом природы или законом природы и общества сразу. За последние две тысячи лет таких обобщений было сделано совсем немного (например, обобщенный принцип наименьшего действия Мопертюи, обобщенный принцип Ле-Шателье, обобщенный принцип неопределенности Гейзенберга). Обнаружение и обоснование каждого из этих принципов потребовало многих лет работы крупнейших ученых. Странно было бы рассчитывать, что прямо на уроке, воспользовавшись повседневным примером, безо всякой подготовки дети будут часто придумывать законы природы.
Метапредметное обобщение -- это не закон природы, а практика, прием работы и итоговая формулировка. Каждая формулировка годится для одних объектов, систем и обстоятельств и не годится для других. Ученики в ходе обсуждения находят и уточняют формулировки, ищут подтверждающие и опровергающие примеры, очерчивают область, в которой это обобщение применимо. Речь идёт не об исчерпывающем описании места данного обобщения во всей доступной человечеству картине мира, а о приеме в границах картины мира одноклассников, участвующих в обсуждении.
Трезво оценивая уровень точности и непреложности этих обобщений, дети, освоив прием на одном предметном материале, потом смогут использовать его и на другом.
Практика поиска и анализа метапредметных обобщений приносит пользу на нескольких этапах обучения.
1. В поисках метапредметного обобщения ученик внимательнее изучает предметный материал. 2. Предлагая формулировку метапредметного обобщения, ученик тренируется точно выражать свои мысли и формировать мысли, опираясь на возможности языка (известные ему термины и слова повседневного языка, возможности тех или иных грамматических конструкций). 3. В поисках образцов объектов или ситуаций, в которых предложенное метапредметное обобщение применимо, ученик глубже осваивает предметную область и учится различать тонкости, ранее ему не заметные. 4. Обнаруживая и обосновывая случаи, в которых метапредметное обобщение неприменимо, ученик развивает критичность мышления. 5. На уроках других дисциплин ученик привыкает предпринимать попытки приложить уже известные ему метапредметные обобщения к новой предметной области.
|